Абстракция — одежда как искусство

Уходил патриархальный 19-ый век, зарождался бурный и непредсказуемый 20-ый. На сломе веков возник абстракционизм как направление в искусстве и как философия. И дело не в смене веков и экономической формации.

Катализатором абстракции в искусстве стало явное и скрытое требование перемен. Именно требование, а не потребность, потому, что требования меняются всякий раз, когда происходят изменения в потребностях человека. Поэтому абстракционизм ворвался в мир как блоковский ветер: «…Ветер, ветер — на всем божьем свете!..»

Абстракция – что это

Abstraction — это удаление, отвлечение. Абстракционизм отказывается от привычного отображения реальности и создаёт интуитивно понятные композиции с помощью точек, линий, цвета и формы.

«Творцы искали новые пути развития искусства, отрицая реализм. Бунтари-беспредметники считали, что абстрактные геометрические композиции должны присутствовать везде – на транспорте, на ткани и даже на фарфоре» (из книги Наталии Борисовны Козловой «Даёшь KONSTRUCТИВИЗМ!»)

Произведения абстракционистов обладают мощной энергетикой и содержат эмоциональный нарратив, который рождает образ в душе человека.

В качестве доказательной базы, приведу любимую картину родоначальника абстракционизма Василия Кандинского «Концерт»: музыка, музыкант, зрители, рояль – всё в едином порыве.

Картина настолько наполнена энергией, что каждый услышит свою музыку и вспомнить о том, что что-то подобное хоть раз в жизни, но было. Таким образом, за счёт эмоциональной вовлеченности в душе зрителя рождается образ.

Эмоции не возникают на пустом месте, они обусловлены творческим кредо живописцев.

Назову кредо своих любимых художников:

  • Василий Кандинский — живопись как музыка: от чувства к смыслу.
  • Пауль Клее: глаз должен быть думающим.
  • Казимир Малевич – цвет имеет содержание.
  • Ольга Розанова – творить свет цветом.
  • Аристарх Лентулов – энергия солнца.
  • Пабло Пикассо – следовать за природой.

Поэтому в беспредметности и присутствует смысл: его рождают эмоции, которые цепляют человека, не отпускают, а потом и прорастают через послевкусие.

Любопытный аргумент в защиту абстрактного искусства сформулировал Пабло Пикассо: он сказал о том, что для передачи действительности есть фотография, которая одерживает безусловную победу над живописью… Ещё и поэтому стоит идти другим путём.

Одежда как искусство

105 лет назад абстрактное искусство и абстракция в искусстве попали в горнило русской революции и родили конструктивизм.

Как писал Владимир Маяковский: Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм… Для стройки новой культуры необходимо чистое место… Нужна октябрьская метла…» *

* — по материалам книги Наталии Борисовны Козловой «Даёшь KONSTRUCТИВИЗМ!»

Родоначальниками конструктивизма стали «Конструктор Массового Действа» Алексей Ган и семейная пара художников-беспредметников Александр Родченко и Варвара Степанова.

«Конструктивизм – не случайное эстетическое течение в искусстве, а серьёзное явление в области художественного труда», — писал Алексей Ган в журнале «ЗРЕЛИЩА», в 1922 году.

«Слово «мода» конструктивисты считали буржуазным и поэтому всячески его избегали. «Современной моде (западной моде) Мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую по своей простоте»**

** — по материалам книги Наталии Борисовны Козловой «Даёшь KONSTRUCТИВИЗМ!»

Что включает конструктивизм:

  • Абстрактно-геометрические композиции.
  • Абстрактные фигуры и абстрактные вещи.
  • Пространственные конструкции.
  • Экспрессивные комбинации цвета и букв.
  • Геометрические формы.
  • Геометрический абстракционизм.
  • Абстрактные фигуры, передающие кинестетику тела.
  • Линии, как самостоятельные живописные формы.
  • Геометрические композиции в рисунке ткани.
  • Экспрессию абстрактных форм.

Авангардом конструктивизма был Александр Родченко, который сформулировал принцип функционального проектирования вещи с учётом её назначения, выявления конструкции промышленного изготовления.***

*** — Родченко А. М. Цель проектирования// Родченко А.М. Опыты для будущего, с. 173

Таким образом, на первое место в конструктивизме вышла функциональность, а не декор.

По сути, в 20-ые годы 20-го века конструктивизм дал жизнь дизайну как области проектной деятельности.

Наша мастерская «КЛЮЧ» стала участником проекта «Даёшь KONSTRUCТИВИЗМ!»

Мы создали реконструкцию костюма украинского советского художника Вадима Меллера для пьесы Г.Кайзера «ГАЗ».

   

Работа над проектом спровоцировала изучение мира русского авангарда. Мы влюбились! Результатом стало погружение в тему геометрического абстракционизма и создание арт одежды абстрактного дизайна, прежде всего, это платья и худи.

Геометрический абстракционизм зацепил за живое. Мы пытались через абстрактный дизайн вызвать эмоцию, чтобы она отозвалась в душе человека, и возник образ, или хотя бы ощущение образа.

Мы много экспериментировали с квадратами и прямоугольниками.

Дизайн вот этого льняного платья «Космическая архаика» апеллирует к творчеству Андрея Тарковского. Его «Солярис» — наш любимейший фильм. Платье для героини фильма — Хари придумал художник Михаил Ромадин, а цветовые сочетания и ткани подобрала Нелли Фомина.

Для своего платья мы намеренно выбрали холодные космические тона и ассиметричный геометрический дизайн. На наш взгляд, такая композиция косвенным образом апеллирует к мирам Тарковского:

   

Геометрический абстракционизм спровоцировал на создание костюмов для молодой супружеской пары — блузон для девушки и жилет для парня. Мы назвали эту работу «Связанные одной нитью»:

        

В такой же, квадратной геометрии, сшили костюм для внучки:

Абстрактные вещи окружают нас дома. Очень гордимся витражной занавеской:

      

Ниже приведу примеры абстрактной геометрии с использованием треугольных форм.

Платье и рубашка «Розовая дымка»:

              Маленькое чернильно-синее платье:

   

Туника и рубашка «Живая земля»

     

Лоскутная юбка-татьянка:

   

А это – костюмы для клоуна-аниматора. Абстрактный дизайн и сложная для работы в лоскутной технике ткань габардин. Намеренно выбрали эту ткань, т.к. нужны были надёжные и долговечные костюмы для работы:

   

А это работа – акт уважения и восхищения творчеством Александра Родченко. Сто лет назад, в 1922 году, Александр Родченко сделал обложку к книге заумных стихов Алексея Кручёных.

Самое знаменитое заумное стихотворение «Дыр бул щыл»:

Дыр бул щыл

убеш щур

скум

вы со бу

р л эз

На фото, обложка Александра Родченко и наша работа.

Конечно, мы не прошли мимо творчества Пита Мондриана, по мотивам которого великий Ив Сен Лоран придумал своё знаменитое платье. Это платье не давало нам покоя, и мы сделали абстрактные колор-блок худи в стиле Мондриана и Ив Сен Лорана:

       

 

Ещё одна наша арт работа – колор-блок худи «Холодная вода»: абстрактная геометрия, игра цвета и эклектика в использовании материалов:

   

Абстракционисты Пауль Клее и Василий Кандинский были друзьями, учились в одной альма-матер — Баухаус, оба бы музыкантами. В их живописи было много общего. Персональное кредо каждого из них было созвучно друг другу: от чувства к смыслу (Кандинский) – глаз должен быть думающим (Клее).

Эти слова вдохновили нас на создание коллекции «ЗАМЕС». С помощью абстрактного дизайна мы пытались передать ощущение сегодняшнего мира, когда что-то месится, так, как месится тесто.

Поэтому абстрактный дизайн — наша любовь. Почему?

Потому, что у человека есть возможность почувствовать, подумать, понять и принять образ.

Более подробно геометрический абстракционизм на нашем сайте, в категории «Лён и хлопок»: Геометрическая абстракция