Русский фольклорный стиль в одежде

Русский стиль – это сообщение в мир о том, что я уважаю и люблю  всё русское и горжусь своей Родиной.

Фольклорный стиль в одежде стремительно набирает обороты и становится в России устойчивым трендом. Разворот в направлении народного костюма связан с комплексом внешних факторов, происходящих внутри страны и за её пределами  — они известны. Но основная причина в том, что в глубинах русской души слишком долго «спала» потребность вернуться к себе настоящему и обрести себя вновь.

Эта нУжда спала как Спящая красавица в русских сказках. Но наступил час «X», вернее, «Z» и пора просыпаться!

Поэтому сегодня мы поговорим о новой, очень прикладной, роли народного костюма. Прикладной  потому,  что русский костюм говорит и обозначает свою позицию, свои принципы, своё этническую принадлежность.

Что такое народный стиль, фольклорный стиль, русский стиль. В чем их отличия.

Народный стиль.

Народный стиль напрямую связан с народным костюмом – удобной и красивой одеждой простого русского человека и, прежде всего, женской одеждой. Русский традиционный наряд следует традиции и обладает четырьмя ключевыми признаками:

  • Плоский и удобный крой: функциональность народного костюма обеспечивалась за счёт оптимального конструкционного решения с точки зрения использования ширины домотканого полотна и с точки зрения свободы движения в носке.
  • Использование природных красителей для окрашивания национального платья: это более 50-ти наименований растений, произрастающих на русской земле.
  • Развитие сельского хозяйства и технологии обработки позволяли использовать растительные  (лён, конопля, сосна, иван-чай, крапива) и животные волокна (шерсть) в создании народного костюма.
  • И главный элемент – самобытная декоративность. Например, декоративное решение северо-русского народного костюма строилось на контрасте одноцветного сарафана с вертикальным орнаментом по средней линии и холщовой белой рубахи с вышивкой. А в южнорусском костюме понёва — «прабабушка» юбки — делила костюм на две равные части. И вышивки было намного больше.

Фольклорный стиль одежды.

Фольклорный стиль в одежде или стиль фолк – это мысли и креативные решения дизайнера на тему народного костюма. Поэтому современное платье в русском стиле связано с элементами культурного кода в виде декоративных промысловых фрагментов (хохлома, гжель, жостово) , лоскутных узоров, аппликаций, цветочных мотивов, бусин, пайеток, бисера.

Русский стиль в одежде.

Русский стиль является «зонтом» для русского народного костюма и фольклорного стиля в одежде. Поэтому, когда говорят о русском стиле в широком смысле,  подразумевается и то, и другое.

Русский костюм можно разделить на две категории:

  1. Боярский костюм, который сформировался под влиянием Византийской культуры ( IV- VII вв.) и восточной культуры времен монголо-татарского нашествия ( 1243 -1480 гг.). Есть ещё один «субъект», который напрямую повлиял на особенность русского костюма – это «Генерал Мороз». Благодаря суровому климату, наши предки разработали закрытые тёплые одежды и активно использовали мех, в коем не было недостатка. В свою очередь, боярский костюм подразделяется на два периода:
  • Допетровский.
  • И Немецкий – после-петровский.
  1. Русский народный национальный костюм – исторический костюм простого народа Руси является частью культуры нашего народа. Народный костюм у северных и южных жителей Руси имеет свои этнические особенности и подразделяется на:
  • Северо-русский костюм – сарафанный комплекс: как правило одноцветный сине-розового (утренняя заря) или малиново-лилового (небо на закате) оттенков сарафан с вертикальным орнаментом, рубаха из белого холста. Вертикальный орнамент подчёркивал стройность и строгость фигуры женщины.
  • Южно-русский народный костюм включал «прабабушку» современной юбки – понёву, которая делила костюм на две равные части. Вышивки и декоративности в южнорусском костюме было намного больше. А узорные полосы в большинстве своём были горизонтальными, что добавляло статичности.

 

[note]

Фотография северо-русского костюма невесты конец XIX — начало XX — из книги Л.Ф. Кислухи «ТАМ НА ПИНЕГЕ РЕКЕ …» и

фотография южно-русского костюма конца XIX века из книги Сергея Глебушкина «С ВЕРОЙ ПО ЖИЗНИ В БУДНИ И ПРАЗДНИКИ».

 

 

 

       

[/note]

Сарафан, понёва, рубаха, завеска (передник), тканный пояс и головной убор – составляющие русского народного костюма.

Особую роль в народном национальном костюме играл орнамент, который  являлся носителем визуальной информацией о хозяйке костюма.

Интереснейший труд на тему истории русского народного национального костюма создал Владимир Стасов. Да! Да! Тот самый Владимир Стасов, которого со времён школы мы знаем как музыкального и художественного критика, искусствоведа, общественного деятеля.

[note]Публикую фрагмент из книги Владимира Стасова «Русский народный орнамент» (1872 год). Уверена, что этих фотографий достаточно, чтобы влюбиться и стать одержимым русским народным кодом:

    [/note]

В 1887 году Владимир Стасов издал книгу «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». Эта книга – результат многолетней  исследовательской работы с древнейшими рукописями Императорской Публичной Библиотеки Санкт-Петербурга. И в этой книге Владимир Стасов доказывает, что культурный код русского национального народного костюма имеет глубинные восточные корни.

Более того, Владимир Стасов и его друг и соратник Лев Даль (сын Владимира Даля), анализируя  реальный предметы одежды и убранства дома, в российской глубинке — именно в российской глубинке, а не в столицах, — пришли к пониманию, что русский стиль – это есть стиль, который впитал в себя индийско-магометанские корни.

 

[tip]Об этом можно послушать в лекции Александра Владимировича Пыжикова, посвящённой наследию Владимира Стасова:

Русский культурный код. А. Пыжиков о В.Стасове.

[/tip]

Доказательством правомерности выводов Стасова и Даля являются росписи Георгиевского собора в Юрьев-Польском 1230-1234 и церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе 1671-1687 (Ярославль).

История зарождения интереса к русскому стилю.

Первоначальный интерес к русскому костюму возник благодаря знаменитым Дягилевским сезонам в Париже (1909 – 1929). Ярким примером является эскиз костюма Натальи Гончаровой  «Боярыня» к балету «Жар-птица» Игоря Стравинского, балетмейстер Михаил Фокин.

 

[note]

     

По материалам книги «Авангард — театр — мода» Президента Культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталии Козловой. Реконструкция эскиза Натальи Гончаровой — Татьяна Войцеховская и Лариса Цой.

[/note]

 

После революции 1917 года в Европу эмигрировала часть дворянства и творческой интеллигенции России и привнесла русский колорит в европейскую моду, одним из проводников которого явилась Коко Шанель.

 

[note]

   

Коко Шанель — 20-ые годы, 20-го века (фотография в публичном доступе).

Картина Сергея Иванова «Стрельцы» (1907)       

[/note]

 

Особый вклад в популярность платьев в русском стиле внесла наша русская Шанель – Надежда Петровна Ламанова. В 1925 году «Учебно-производственная мастерская современного костюма» под руководством Ламановой получила приглашение принять участие в Международной выставке декоративно-прикладного искусства и современной индустрии, названной французами сокращённо Art Deco. Необычная коллекция Надежды Ламановой и её соратниц Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой получила Grand Prix «За национальную самобытность в сочетании с современными модными направлениями». И как признавалась сама Надежда Петровна, она черпала вдохновение в русском народном национальном костюме.

 

[note]

Публикую фотографии из книги «Гений в юбке и её эпоха» Президента Культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталии Козловой:

       

[/note]

 

 

[help]

Более подробно – см. книгу Наталии Борисовны Козловой «Гений в юбке и её эпоха»:

«Гений в юбке и её эпоха»

[/help]

 

Особенности одежды в русском фольклорном стиле – как построить модный образ.

 Если коротко ответить на вопрос: «Что такое русский стиль 2022?»

То это следующие принципы:

  1. Простой и удобный крой. Это не означает, что надо обязательно воспроизвести исторический крой. Это означает, что в конструировании стоит оттолкнуться от принципов кроя народного костюма.
  2. Натуральные ткани, характерные для национального платья.
  3. Яркость и контрастность цветов – сочетание монохромных элементов из традиционных этно-тканей.
  4. Аутентичность рисунков — цветочные узоры, славянские орнаменты, сказочные животные и птицы. Элементы народных промыслов: гжель, хохлома, жостово.
  5. Вышивка и кружево во всём великолепии народной души.
  6. Традиционная геометричность, которая апеллирует к историческим костюмам – северо-русскому и южно-русскому.
  7. Декоративность с элементами русского культурного кода. При этом этнических компонентов  не должно быть много: иначе декоративность превратится в китч.
  8. Смысловой посыл комбинаторики современного русского платья: цветовые сочетания и декорирование на основании русской иконописи.
  9. И главный принцип – носибельность и функциональность. Объясню, почему мы считаем этот принцип ключевым.

Задача русского народного платья в современном стиле  — возродить гордость за свою этническую принадлежность, за то, что мы – русские. Поэтому национальные платья не должны висеть в шкафу и одеваться раз в год на фолк-фестиваль.

Фольклорный стиль в одежде позволяет платью быть носибельным и носиться в обычной жизни. И что очень важно, сочетаться с другими  элементами гардероба человека — вписываться в него без «революции». Тогда это будет честно и в этом будет смысл.

Когда современное платье в русском стиле становится частью городского костюма, это хорошо! Потому, заявляет миру  о том, что мы русские, пробуждает интерес к родной культуре и истории, позволяет вернуться к себе, к своим истокам.

Приведу примеры.

Наш хит – летние платья-вертушки для Царицы Дома. Так мы их назвали не случайно, потому что в основе славянский символ – Солнцеворот Посолонь (движение по Солнцу). Солнцеворот наделяет человека жизненной силой и защищает от негативной энергии. А Женщине, хранительнице домашнего очага, это очень нужно.

Для лоскутной мозаики мы использовали аутентичные цветочные и промысловые сочетания. Отсюда и названия – «Русские ромашки», «А-ля Гжель», «Русское поле».

А теперь — апсайклинг-эксперименты с денимом: да-да! Мы шьём современную одежду, поэтому не боимся современные и удобные материалы, которые, кстати, отвечают принципам русского стиля.

Джинсовые плащи выполнены в простом и удобном крое. А в качестве элементов культурного кода мы использовали узоры наших традиционных промыслов – Хохлому и Жостово. Получилось практично и ненавязчиво.

Галифе в фолк-стиле говорят сами за себя — использовали наш традиционный цветочный принт.

 

Ещё один эксперимент  — традиционная русская завеска (передник), адаптированная к реалиям фольклорного стиля в одежде. Мы не побоялись использовать деним в качестве основного материала. Такая завеска может стать очень удобной частью повседневного гардероба.

 

А это — джинсовая туника с обращением  к древнерусской рубахе с традиционной центральной застёжкой. Для декорирования застёжки мы выбрали ткань с национальным узором цвета земли.

Крой туники позволяет скрыть всё лишнее и вписаться в современный гардероб.[note]

 

Фотография древнерусской рубахи с центральной застёжкой — из книги «Основы проектной культуры одежды» Л.Н. Соколовой, Н.В. Дорониной, В.Е. Кузьмичёва. Научный редактор — доктор технических наук, профессор Виктор Евеньевич Кузьмичёв (Ивановский Государственный Политехнический Университет).

[/note]

 

Безусловно, в нашем мульти-культурном мире у каждого дизайнера есть задача сделать так, чтобы дизайнерский продукт стал узнаваемым и формировал образ. Ведь образ – это визуальное сообщение в мир, которое в течение нескольких секунд  даёт представление о личности и принадлежности человека.

Поэтому русский культурный код в современной одежде – ключ к добрым изменениям в нашей жизни, которые позволяют вернуть к себе и обрести себя.